В России больше распространена ручная работа

Ведущий австрийский архитектор Вернер Нуссмюллер, глава архитектурного бюро Nussmüller Architekten, посетил Московское архитектурное биеннале, где провел мастер-класс и принял участие в работе жюри премии АРХИWOOD – 2012. В интервью Maindoor.ru он рассказал о своем впечатлении от Премии и о современных тенденциях, которые определят будущее архитектуры из дерева.

Павел Чернышов

Как вы отреагировали на приглашение возглавить жюри премии АРХИWOOD?

Мне было очень интересно принять участие в биеннале. Замечательно увидеть различные архитектурные идеи, воплощенные в дереве. Меня впечатлило качество проектов. Сразу видно, что Россия — большая страна.

Есть ли разница между российской и европейской архитектурой, работающей с деревом?

Разница довольно велика. На Западе преобладает заводское производство. В России больше распространена ручная работа, с деревом работают в традиционном ключе. И мне это нравится. Еще одна важная деталь: в Европе архитекторы уделяют все больше внимания вопросам экологии и энергоэффективности. Сейчас нам удается на 50% снизить потребление энергии, активно используются вторично переработанные материалы. В Россию эти технологии только начали приходить.

Вам не кажется, что зеленые технологии сегодня рассматриваются девелоперами скорее как инструмент маркетинга?

На мой взгляд, зеленые технологии - это не маркетинг, а необходимость думать о будущем. Нам надо позаботиться о том, в каком виде мы оставим этот мир нашим детям и внукам. Окружающая среда разрушается. Все, что происходит вокруг – реакция природы на людей. Поэтому для меня экотехнологии — вопрос не экономики, а этики.

Детский сад Josefinum в австрийском городе Леобен

Автор проекта - Вернер Нуссмюллер

Какие проекты, представленные на АРХИWOODе, Вам особенно запомнились?

Я бы выделил проект [«Шанти-дом»](http://archiwood.ru/prize/contestant_list/townhouse/5431/?view_mode=longlist), построенный в Крыму. Это очень яркий, по-настоящему оригинальный объект, о котором мы много спорили. Также мне очень понравилась кухня-столовая [Галины Польских](http://archiwood.ru/prize/contestant_list/small_object/6264/?view_mode=longlist). Вообще, все проекты оставили хорошее впечатление, у нас много победителей. Мне нравится совершенно разная архитектура.

Вам не кажется, что нашим архитекторам следует больше ориентироваться на богатые традиции русского деревянного зодчества? Большинство проектов, представленных в конкурсе, как мне кажется, ближе к западным традициям.

Мы все должны уважать традиции. Это то, на что мы постоянно опираемся, но необходимо двигаться дальше и создавать современную архитектуру. Мы же не носим одежду наших прадедушек и прабабушек. Жизнь меняется и перемены неизбежны. Я, как архитектор, опираюсь на традиции. Чтобы помнить, кто я и откуда, мне нужно знать свои корни. Но я очень внимательно выбираю, что взять из прошлого опыта. Мне нужно только то, что я могу использовать сегодня. Например, отличительная черта старых крестьянских домов — маленькие окна, я в таких домах больше жить не хочу. Они строились в расчете на фермеров, которые проводили весь день в поле. Им было гораздо важней сохранение тепла внутри дома, чем хороший вид из окон и естественное освещение. Времена изменились. Теперь мы проводим в доме значительное время и нам нужны большие окна, из которых открывается хороший вид. Современная деревянная архитектура — это большие окна, панорамное остекление, которое позволяет впустить природу внутрь дома.

Как, на ваш взгляд, изменится облик архитектурных сооружений из дерева в будущем?

Думаю, будущее архитектуры — это панорамное стекло и фабричное производство, которое делает деревянную архитектуру гораздо доступнее. Ручная работа стоит дорого, делать блоки и детали на заводе гораздо быстрее и дешевле. Именно эти два фактора изменят облик деревянных домов. Разумеется, сохранятся и элитные проекты, где будет преобладать эксклюзивная ручная работа. Но главное, что определяет развитие архитектуры, - это даже не материалы, а клиенты с их запросами. Для меня самое интересное — это диалог между архитекторами и заказчиками. Некоторым моим коллегам не нравится, когда клиенты просят внести изменения в проект, но для меня заказчик, прежде всего, партнер, с которым мы ведем диалог. Мы не занимаемся чистым искусством, для нас главное, чтобы людям нравились наши дома, чтобы в них было комфортно жить.

Леобен, Австрия. Штаб-квартира компании Mayr-Melnhof Holz Holding AG

Автор проекта - Вернер Нуссмюллер

_________

Вернер Нуссмюллер (Mr. DI Werner Nussmüller) - ведущий австрийский архитектор, глава архитектурного бюро Nussmüller Architekten, основатель и партнер союза архитектурных бюро, работающих с деревом, – SEEWOOD. Помимо этого Вернер в разное время возглавлял Союз архитекторов и инженеров регионов Штирия и Каринтия, был председателем государственной жилищной организации. В. Нуссмюллер - профессор технического университета г. Марибор, обладатель многочисленных призов и наград. За более чем тридцатилетнюю карьеру архитектором было спроектировано огромное количество объектов из дерева, причем большинство из них - общественные здания. Если в России дерево, в первую очередь, используется при строительстве частных домов, то в австрийском регионе Штирия из дерева возводится 30% общественных зданий. Самые интересные из них как раз и спроектированы Нуссмюллером. Это малоквартирные жилые дома, школы и детские сады, спортивные комплексы, выставочные центры и офисные здания. А также, конечно, частные резиденции и проекты по реконструкции. Причем, когда речь идет о проектировании общественных пространств, архитектурное бюро Вернера Нуссмюллера прорабатывает все до мельчайших деталей – от мебели и лестниц, до ландшафтного дизайна прилегающей территории.

_________

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.