Public art в девелоперских проектах

Создание максимально комфортного пространства для жителей – одна из актуальных тенденций развития городов во всем мире. Так, улицы и площади как среду пребывания градостроители стремятся превратить в среду для жизни. Именно с нею человек ассоциирует себя, воспринимая город или квартал как собственный дом. Как оказывается, выстроить диалог между человеком и городом можно и при помощи современного искусства, названного «искусством в общественном пространстве» или public art.

Концепция public art зародилась в 30-х годах прошлого века в США, когда администрация президента Рузвельта решила привлечь художников к оформлению общественных зданий, строительство которых финансировалось из бюджета. Кстати, в Соединенных Штатах до сих пор существует «процент на искусство» – 1% от стоимости строительных работ идет на эстетическую составляющую проектов.

В 70-е годы двадцатого века концепция получила свое новое развитие. Помимо чисто прикладного, украшения зданий, была провозглашена идея ценности художественных объектов. В США и других странах наряду с произведениями искусства для ограниченного круга зрителей, так называемого studio art, появились произведения, рассчитанные на самую широкую публику – public art. Их авторы должны были быть готовы к диалогу с неожиданным, случайным зрителем, а также к всевозможным реакциям на свое творение.

Современное искусство в общественном пространстве – это не только скульптура или рисунок. В арсенале авторов находятся самые разные художественные средства: перформансы, чтение стихов, танцы, уличные шествия и выступления перед публикой. Все это призвано подчеркнуть, что городская среда прекрасно подходит для диалога между горожанами и городом.

Объекты искусства в общественном пространстве сегодня можно встретить во многих странах мира. Так, получила известность скульптура Джонатана Борофски «Идущие в небо», размещенная в 2004 году в Нью-Йорке, а затем – в Далласе. Еще один из известнейших представителей public art – британский художник, известный под псевдонимом Бэнкси, граффити которого можно увидеть на улицах Лондона и Бристоля.

Постепенно общественное искусство приходит и в наши города. Однако зачастую его развитие во многом зависит от доброй воли руководителей городской администрации. Например, в Москве размещение арт-объектов в городском пространстве регулируется Комиссией по монументальному искусству при Московской городской Думе. Художнику достаточно сложно, а порой и просто невозможно пройти все инстанции, чтобы его произведение попало в столицу.

Исключением из правил являются такие площадки, как Парк культуры и отдыха им. М. Горького и территория «Винзавода». Однако произведения, размещенные там, нельзя в полной мере назвать общественным искусством, ведь они фактически находятся в «заказнике», где их видят немногие. А это расходится с самой концепцией public art, где главное – диалог между городом и его жителями.

Выходом из положения может стать инициатива девелоперов, размещающих арт-объекты на территории собственных проектов. Художники получают возможность демонстрировать свое творчество, а жители соотносить себя с тем пространством, в котором живут.

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.