Налог на недвижимость: теория и практика

Минфин рассчитывает ввести налог на недвижимость с 1 января 2014 года. Этот налог должен будет заменить существующий земельный налог и налог на имущество физических лиц и организаций. Ставки налога на недвижимость будут устанавливаться по кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Если оценка не будет превышать 300 млн рублей, то будет применяться ставка в размере 0,1% в отношении жилья, 0,5% – в отношении иных помещений и 0,3% – в отношении земель сельскохозяйственного назначения, дачных участков и личных подсобных хозяйств. Для всех земель других категорий ставка налога составит 1,5%.

К примеру, собственник квартиры стоимостью 15 млн рублей после введения налога должен будет платить сумму в размере 15 млн рублей в год, что может быть существенной нагрузкой на бюджет многих российских семей. В настоящее время в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость квартир, которая, как правило, значительно отличается от рыночной в меньшую сторону, из-за чего, к примеру, налог на дореволюционный дом на Остоженке может составлять всего несколько сот рублей.

Скорее всего, законом будет предусмотрен широкий спектр льгот и налоговых вычетов, призванный соблюсти интересы малообеспеченных собственников. Поскольку кадастровая оценка не подразумевает детального исследования каждого объекта недвижимости, поэтому в некоторых случаях возможны существенные отличия между кадастровой и рыночной стоимостью. В отношении земельных участков есть довольно обширная судебная практика по оспариванию завышенной кадастровой оценки. Однако не все регионы готовы к этому нововведению, так как кадастровая стоимость пока не установлена на все объекты недвижимости. Минфин ограничил срок переходного периода до 1 января 2018 года.

Для собственников недвижимости, которые совершили покупку недвижимости по рыночной цене, налог станет неприятным дополнительным расходом, но точно не смертельным. Новый налог не заставит их продавать недвижимость. Собственники квартир в новых домах тоже не пострадают: инвентарная стоимость таких квартир и сегодня достаточно высока. Основная «группа риска» – это пожилые собственники квартир в центре Москвы (и других крупных городов) или дач, а также другие хозяева недвижимости, которые приватизировали ее или получили по наследству. Будет неприятно, если налог превратится в инструмент по выселению пожилых людей из центра: их сбережения обесценились не по их вине, они работали многие годы и должны иметь возможность спокойно жить в привычной им обстановке.

В целом налог на недвижимость является нормальной мировой практикой, а повышение цены содержания недвижимости должно привести к более эффективному ее использованию, например, держать пустой квартиру станет накладно. Еще менее разумно будет иметь редко используемую недвижимость: дальнюю дачу или землю, на которой ничего не построено. Все эти объекты должны будут выйти на рынок аренды или продажи, а это приведет к снижению цен. В нормальной рыночной ситуации такая мера была бы позитивна для рынка.

К сожалению, у нас все не так: с одной стороны, вводятся требования по регистрации арендаторов, которые арендодателя ставят в опасное положение (с риском уголовного преследования), с другой – налог на недвижимость, мотивирующий сдачу жилья в аренду. Также введение налога было бы менее болезненно, если бы у налогоплательщиков была уверенность в разумном использовании отбираемых у них денег. А такой уверенности нет.

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.