Инвестиции в марины

Марина — это порт, инфраструктура которого полностью посвящена стоянке и обслуживанию яхт. Постепенно набирая обороты, морской туризм в некоторых странах из развлечения превратился в один из секторов экономики. Для многих яхта уже не признак роскоши, а средство передвижения. Что сулят инвестиции в этот сегмент рынка — успех или полный провал?

Автор: Игорь Индриксонс, управляющий инвестициями в недвижимость и основатель компании Indriksons.ru 

Яхта, море, капитал

На многочисленных морских побережьях Европы располагаются целые сети яхт-клубов и марин, которые служат не только временной стоянкой для путешествующих на яхте, но и мини-портом для тех, кто на период межсезонья оставляет свои суда под пристальным контролем местных специалистов. Для удобства иностранных яхтсменов в таких портах часто находится зона таможенного контроля и пограничный пост. Кроме того, предусмотрена вся инфраструктура для контроля технического состояния и ремонта судов и для развлечения их владельцев.  

Во время экономических потрясений этот сектор экономики почти не пострадал. Получилось так, что кризис помог яхтенной индустрии выйти на новый уровень и стать доступнее: снижение стоимости прогулочных яхт увеличило спрос, и обладателей собственных судов неожиданно стало больше. Яхтинг отныне перестал быть просто увлечением или развлечением, превратившись в образ жизни. Последние 20 лет число тех, кто в состоянии приобрести яхту, постоянно росло по всему миру. Многие компании — производители яхт предлагают программы, по которым покупателю необходимо выплатить лишь 30% стоимости и в течение следующих пяти лет можно наслаждаться путешествиями на яхте до десяти недель в году. По прошествии пяти лет, во время которых компания сама зарабатывает и покрывает оставшиеся 70% за счет сдачи судна в аренду, яхта полностью переходит в собственность покупателя. 

На фоне ежегодного роста количества марин и спроса со стороны яхтсменов, желающих фрахтоваться на определенных территориях, можно говорить о том, что инвестиции в этот сегмент рынка могут стать достойной альтернативой стандартным жилым активам. В рамках таких вложений инвестору доступны сразу несколько вариантов: приобрести только место на территории самой марины или яхт-стоянку и жилой объект рядом с ней. Приблизительная стоимость однокомнатной квартиры с собственным местом для стоянки яхты в разных странах — от 350 тыс. до 700 тыс. евро. Доходность от таких активов достигает порядка 10% годовых, что вполне сравнимо с коммерческими объектами стабильных рынков недвижимости. 


Рулевые марин

В одном только Средиземном море ходит более полумиллиона парусных и моторных судов, а значит, будущее марин уже предрешено: спрос среди яхтсменов будет только расти. Самыми популярными европейскими направлениями, куда следуют яхты сегодня, являются Турция, Франция, Испания, Италия. В последние годы набирают обороты марины Хорватии и Словении.  

Пальма первенства по праву принадлежит Турции, которая сейчас лидирует на этом рынке благодаря своей фантастически развитой инфраструктуре и недорогим стоянкам. Одна из крупнейших турецких марин, расположенная в Дидиме, была признана мировым сообществом самой экологически чистой и получила «Голубой флаг» — высшую награду и знак качества. Самые популярные турецкие марины находятся в Мармарисе, Фетхие и Бодруме. Единственным минусом становится чрезвычайно длинный лист ожидания свободного места стоянки. 

Самые дорогие и самые привлекательные для яхтсменов всего мира марины Франции, Италии и Испании уже давно завоевали звание одних из самых посещаемых мест на средиземноморском побережье. Говоря о цене, речь идет не только о стоянке и обслуживании яхт. Стоимость гостиничных номеров, а также жилой недвижимости в районе самых дорогих марин также оказывается выше, чем в остальных районах этих регионов. В Италии наиболее посещаемые марины расположены на Сицилии, Сардинии, а также в Генуе и Портофино, во Франции — на Лазурном Берегу, в Испании — в Барселоне. 

Хорватия может похвастаться тем, что марина города Сплит включена в мировую десятку лучших. Словения, несмотря на то что ее выход к Адриатическому морю составляет всего 45 км, уже в состоянии принимать одновременно более полутора тысяч яхт. Государство старается развивать данный сегмент рынка, и на этом небольшом участке побережья открываются все новые марины. Для их строительства требуются особые условия и специальное место на воде с фарватером и защитой бухты. А поскольку марины наносят серьезный урон экологии, то на одном участке их не может быть слишком много. 

По российским волнам

Россия также решила не оставаться в стороне. На побережье Черного моря планируется создать целую сеть яхтенных марин, которая раскинется от Анапы до Сочи. Кстати, именно в столице последней зимней Олимпиады появится первая марина. В нее превратится местный Имеретинский порт, который планируют переделать уже в 2015 году. 

В июле завершился первый этап строительства будущей российской черноморской марины. Грузовой порт, сооруженный в устье реки Мзымта специально для подготовки к Олимпийским играм, теперь может стать яхтенным, и на Черном море появится первая в России марина (около 700 стояночных мест) с зоной отдыха, бассейном, ресторанами, собственным теннисным кортом и технической зоной для ремонта, хранения и обслуживания судов. 

В России такой сегмент инвестиций пока еще в новинку, и в ближайшее время подобный актив вряд ли будет пользоваться спросом у отечественных покупателей. 

Вложения средств в марины по всему миру сегодня являются одним из самых прибыльных направлений инвестирования в недвижимость. К сожалению, застройщики и владельцы марин почти не продают единичные стояночные места, и практически всегда яхтенная стоянка является лишь дополнением к объекту недвижимости, будь то апартаменты в доме на берегу или роскошная вилла. Спрос в этом сегменте серьезно превышает предложение. Строительство марин требует много времени, и, приобретая яхту, ее собственник автоматически попадает в огромную очередь желающих арендовать стояночное место, а значит, в ближайшие годы марины будут укреплять свои лидерские позиции на инвестиционном рынке. 

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.