Илзе Лиепа: красота традиций

Илзе Лиепа – балерина, дочь прославленного танцовщика Мариса Лиепы, народная артистка России‚ актриса театра и кино – специально для журнала Maindoor.ru придумала проект балетной студии своей мечты и поделилась мыслями о воспитании чувств, метафизике вещей и осмысленном отдыхе.

Автор | Мария Артюшкина

Макет | Ольга Медведева

Илзе, вы росли в удивительной актерской семье, что для вас значат семейные традиции?

Традиции, в моем понимании, это и есть главная ценность – как человеческое качество, то, без чего не может быть единства семьи, то, что хочется передавать своим детям, чтобы сохранялась преемственность поколений. Наверное, в нашей семье под традициями понимается та творческая атмосфера, которая наполняет наши жизни: моя мама драматическая актриса (Маргарита Жигунова, актриса театра Пушкина), отец балетный премьер (Марис Лиепа, премьер Большого театра). Я хотела бы, чтобы именно в такой атмосфере жила моя дочь – в разговорах об интересных проектах, спектаклях, чтобы она слышала, как обсуждают вопросы искусства, делятся впечатлениями – это очень важно для детского восприятия мира.

Летом мы были во Флоренции, и я все время говорила дочери: «Посмотри направо – какая красота, обрати внимание на этот дом и на этот: какая роспись, какая изумительная архитектура, какой подъезд, какие скульптуры…» И потом едем мы по Москве, и Надя вдруг спрашивает: «Мама, это красивый дом?». Она в свои три года уже понимает, что надо отличать красивое от некрасивого.

Дом вашего детства – каким он был?

Для нас с Андрисом родной дом был всегда большой поддержкой, местом, где мы восстанавливались после жизненных перипетий. Мы жили в большом сером доме на улице Неждановой в Москве и очень хорошо понимали, что живем в незаурядной квартире. Белые колонны, лепнина на потолке, а еще подоконники из белого мрамора – все ахали, когда приходили к нам в первый раз. У нас было четыре комнаты: спальня, большая, детская и «за ванной». У первой хозяйки этой квартиры, знаменитой русской балерины Екатерины Гельцер, в каждой комнате была лепнина на потолке с монограммой «Е. В. Г.» (Екатерина Васильевна Гельцер), которая соответствовала назначению того или иного помещения: в гостиной – торжественная лепнина с вензелями, в балетном классе – с изображением музыкальных инструментов и т. д.

Дом был построен в 1924 году архитектором Щусевым. Это был первый кооперативный дом для артистов, которые поддержали революцию. Ни одна квартира не походила на другую, а в квартире Гельцер был камин и даже свой личный бассейн, поэтому мы, конечно, с детства знали, что живем в очень необычном доме.

Наш отец был коллекционером, он собирал и старинные иконы, и фарфор – квартиру наполняли самые разные вещицы, но при этом, что удивительно, никогда не возникало ощущения мещанства. Он каждой вещи находил определенное место, бывало, приходил в гости и мог переставить какую‑то вещь, считая, что она не на своем месте. Сейчас, когда я оформляю какое‑либо помещение, не важно кабинет в школе или комнату в квартире, я очень хорошо чувствую, как правильно располагать предметы интерьера. Часто я ставлю вещь и долго присматриваюсь к ней, пока она сама не подскажет, где ей быть. А еще отец учил нас, что нельзя, например, ставить чашку без подставки на стол из карельской березы. И сейчас я не могу видеть, как пренебрегают этим. Или отец всегда говорил, что нельзя бросать огрызок в плетеную корзину для бумаг, иначе она испортится. Эти и многие другие правила для меня остались с детства.

А вы собираете антикварную мебель?

Я не скажу, что коллекционирую антиквариат, но мне нравится, когда старинные вещи вписываются в повседневную жизнь. Раньше можно было купить за смешные деньги кресло из карельской березы «в дровах», собрать его заново, преобразовав во что‑то новое и изящное – я не упускала такую возможность. Мне всегда интересно покупать вещи у хозяина, очень важно знать, кто владел этой вещью до тебя.

Какая вещь в вашем доме наиболее любима?

Пожалуй, слепок ножки Анны Павловой, сделанный по карандашному рисунку. Мой брат Андрис, который, как и отец, прекрасный скульптор, вылепил по этому рисунку скульптурную модель. Я отдала ее в мастерскую отлить и теперь у меня есть изящное украшение.

Расскажите, как вы создавали свою первую школу-студию?

Идея создания школы родилась после встречи с Марией Субботовской. Она была директором первого фитнес-центра, который располагался в гостинице «Славянская», она же организовала целую сеть центров Dr. Lodder, именно она привезла в Россию пилатес, который становится все более популярным. Мария и познакомила меня с этой гимнастической техникой. Пилатес – очень прогрессивный метод поддержания себя в форме. Он подходит для любого возраста и любого уровня подготовки.

Мы объединили усилия и открыли нашу первую школу в Жуковке. Сначала для взрослых, но как‑то само собой получилось, что к нам пошли дети, и сейчас мы разработали уникальную комплексную программу для обучения малышей с двух лет. Это практически замена детского сада, дети приходят на полдня, и получают целый комплекс развивающих занятий, включающий в себя и пилатес, и балет, и ритмику. Я считаю, что каждой девочке необходимо заниматься балетом, чтобы иметь правильную осанку, научиться красиво двигаться и слышать классическую музыку. Это очень важно, чтобы быть человеком культуры. Когда Наде было два года, я поражалась, как она чувствует музыку, начиная свой танец именно с темы, пропустив вступление. Я очень рада, что власти, наконец, начинают нас слышать, и очень надеюсь, что и у московских детей в ближайшее время появится подобная школа. Недавно мы открыли студию для взрослых на Солянке, но она уже переполнена. Так что, вероятно, у нас скоро будет новая школа в Москве, и, возможно, она будет похожа на этот удивительный макет, о чем можно только мечтать.

Уникальность нашей школы состоит еще в том, что она открыта для всех, а уровень преподавания такого качества, что ребенок при желании может продолжить свое обучение в профессиональной балетной школе. Это очень важно. Два раза в год мы делаем концерты с детьми. Я сама стараюсь выбирать музыку к спектаклю и его содержание. Однажды ко мне подошли педагоги и сказали, что вот эта девочка будет танцевать отрицательную роль. Я ответила: «Нет». Ребенок не должен исполнять отрицательные роли.

А вам приходилось быть в роли отрицательной героини?

Да, я танцевала мачеху в спектакле «Белоснежка и семь гномов». К счастью, у меня немного было таких партий. Я очень рада, что несколько раз в жизни мне удавалось избежать роли Саломеи (балет по одноименной пьесе Оскара Уайльда). В какой‑то момент я серьезно задумалась над тем, что делаю. В молодости это, конечно, невозможно – актерская профессия зависимая и выбирать не приходится. Но сейчас все изменилось.

Ваша жизнь была связана с самыми разными городами мира. А какой вам ближе всего?

Я очень долго жила в загородном доме на Рублево-Успенском шоссе и теперь счастлива, что вернулась в Москву, в дом своих родителей. Я просто не успевала насладиться всем тем, что есть положительного за городом: просыпалась в пять утра, в полшестого уже садилась в машину и возвращалась поздно вечером, поскольку работы было очень много. Из тех городов, где мне приятно бывать снова и снова, я бы назвала Ригу. А еще Рим, где я прожила довольно долго, когда меня пригласили для участия в постановке балета «Мария Стюарт» в Римской опере.

Я не люблю быть просто туристом. Самое интересное, когда ты становишься частью жизни города, впитываешь его изнутри. Так у меня случилось с Римом, поэтому я очень люблю этот город. Сейчас я по‑новому открываю для себя принципы отдыха – переосмысливаю, каким он должен быть. Вообще, не люблю отдыхать, потому что в голове все время одна мысль: «так, ты уже пять дней не занималась, неделю не занималась, две недели…». Этот фон очень тяготит. Я за осмысленный отдых, когда гастроли проходят в каком‑нибудь красивом месте: утром репетиции, а вечером можно прогуляться на море и расслабиться. Прекрасно, когда есть возможность сочетать работу с отдыхом.

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.