Город уходит под землю

Идем за примерами

Комплексное освоение подземного пространства – естественный процесс современного градостроительства. Нехватка земли в мегаполисах побуждает градостроителей всего мира искать дополнительные способы для развития территорий. Самое очевидное решение – реорганизация промышленных зон и кварталов устаревшего жилья. Но не меньшие возможности связаны с высотным и поземным строительством.

Доля подземных сооружений в некоторых развитых странах составляет четверть от общей площади вводимых объектов. Однозначным лидером является Канада , где есть города с огромными подземельями, занятыми как инфраструктурными объектами, так и разнообразными общественными зонами. Например, в Монреале порядка 12 млн кв. м подземных сооружений, в Торонто – не менее 6 млн кв. м. Европейские мегаполисы – Хельсинки, Мюнхен, Париж и другие – также имеют свои подземные экстраполяции.

Прежде всего под землю уходят магистрали (автомобильные и железнодорожные), что облегчает транспортную ситуацию на поверхности и позволяет более эффективно использовать освобождающееся наземное пространство. Так, тоннель «Дюплекс А86» объединяет северную и южную сеть автодорог Парижа. В Нидерландах подземная система легкорельсовых поездов «Ранштад Рейл» связывает Гаагу с густонаселенными пригородами, а также с Роттердамом. В Куала-Лумпуре находится самый длинный в мире многоцелевой тоннель, а в Токио – огромный противопаводковый коллектор. Что касается знаменитого Московского метро, то при всей его уникальности, по плотности размещения линий и станций ему очень далеко до подземок европейских столиц.

Тоннель  «Дюплекс А86» в Париже

Увы и ах…

В России для масштабного и комплексного подземного строительства условий пока нет. Налицо практически полное отсутствие необходимой нормативной базы, устаревшая система градостроительного нормирования, недостаток информации об уже существующих подземных сооружениях, а главное – нивелирование роли подземной урбанистики в современной градостроительной политике.

О подземном строительстве в России пока в основном только говорят. Доля вложений в него в общем объеме строительного рынка в среднем не превышает 1% в год. Единственный всплеск активизации наблюдался лишь в Москве в период строительства Третьего транспортного кольца и ТРЦ «Охотный Ряд» – тогда этот показатель достиг 8%. Примерами освоения подземных пространств стали также центральное ядро «Москва-Сити» и реконструкция Большого театра. Остальные крупные подземные проекты, заявленные в начале «нулевых», как говорится, приказали долго жить. Здесь можно вспомнить и уже начатые ТРЦ «Тверская Застава» и ТРЦ «Павелецкий» , и оставшиеся на бумаге многофункциональные комплексы под Болотной и Лубянской площадями.

Проект реконструкции площади Тверская Застава

Мы идем другим путем

Московские власти, как известно, выбрали экстенсивный путь развития мегаполиса, основанный на присоединении новых земель. Что касается освоения подземных пространств, то в проекте стратегии развития города нет даже таких слов.

В начале октября столичная мэрия поставила крест еще на одном проекте подземного строительства. Сергей Собянин подписал постановление, запрещающее работы под Пушкинской площадью (на фото слева – проект реконструкции). Эти планы были частью проекта «Большая Ленинградка» (согласован еще при Лужкове), предполагавшего организацию бессветофорного движения по Тверской улице и Ленинградскому проспекту. Под площадью предполагалось создать автомобильный тоннель, четырехэтажный подземный ТРЦ, археологический музей и парковку. Проект оценивался в 400 млн долларов. Работы планировалось закончить в 2007 году, но к ним так и не приступили.

Строить, чтобы жить

Самые ярые апологеты подземного строительства настаивают на том, что под землю можно и нужно убирать буквально все, в том числе гостиницы, музеи, выставочные комплексы, вузы, административные объекты, медицинские учреждения и т. д. Однако многие градостроители с таким подходом не согласны. Легенда мировой урбанистики, глава архитектурного бюро Gehl Architects Ян Гейл уверен, что загонять людей в подземелья – преступление. Туда должна уходить только техническая начинка мегаполиса – коммуникации, склады и транспортные потоки.

В своем докладе о перспективах и путях развития Москвы, опубликованных летом нынешнего года, Гейл дал рекомендации, направленные в первую очередь на создание в российской столице сети пешеходного движения, обеспечение свободного доступа горожан к водным и парковым объектам и превращение территорий, которые сегодня «захвачены автомобилями», в привлекательные общественные зоны.

Данная проблема характерна не только для Москвы. В Петербурге знаменитые на весь мир набережные сегодня используются исключительно как транспортные артерии. «Массово реализуемые дорожные проекты сужают пространство для людей , – комментирует генеральный директор «Объединения подземных строителей» Сергей Алпатов . – Человек оказывается отрезанным от важнейших элементов питерской среды – Невы, каналов, акватории Финского залива» .

Город-сад

На Западе, напротив, градостроительная политика в развитых странах направлена на возвращение людям территорий, «отнятых» машинами. Причем, как правило, именно за счет использования потенциала подземных пространств.

Российским архитекторам современные урбанистические взгляды тоже не чужды. Еще пять лет назад семь звезд отечественной архитектурной мысли – Юрий Григорян, Андрей Савин, Максим Куренной, Владимир Плоткин, Александр Скокан и Сергей Чобан под руководством Сергея Скуратова – создали проект, в котором реализованы идеи Яна Гейла.

Жилой район «Садовые Кварталы» компании «ИНТЕКО» занимает около 11 га в столичных Хамовниках. Общий объем площадей комплекса составляет порядка 450 тыс. кв. м. Примерно треть из них будут подземными. 

Основная концепция «Садовых Кварталов» – никаких автомобилей на территории. Все дороги и несколько паркингов разместятся под землей. Там же отведено место под зоны разгрузки торговых и сервисных учреждений, под просторные кладовые. В результате на поверхности найдется место не только для жилых домов, детских садов, школы и многочисленных коммерческих объектов, но и для просторных общественных пространств и даже для искусственного пруда. А более половины территории комплекса займет парковая зона. Согласитесь, такой подход к освоению городского пространства действительно достоин тиражирования.

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.