Дороговизна услуг ЖКХ на Западе – это лишь еще один миф

Москва уже давно вышла на одно из первых мест по стоимости недвижимости, но в отличие от жилья в других городах-лидерах московская недвижимость выгодно отличалась относительно невысокими тарифами ЖКХ.

Но за последние пять-семь лет все тарифы пересматривались и повышались, что не может не тревожить. И есть отчего обеспокоится. Например,

стоимость кубометра воды в России уже вплотную приблизилась к среднеевропейским показателям.

Похожая ситуация и с другими коммунальными услугами. Вопрос в том, с чем это повышение связано? Казалось бы, ставки тарифов контролируются государством, ничего России импортировать не надо: ни газ, ни электроэнергию, ни уж тем более воду. Но тем не менее, цены растут. Впрочем, вопрос, почему цены растут, лучше задать специалистам в области энергетики, газовой промышленности и т. п. Для нас же интересно сравнить стоимость обслуживания квартиры в Москве (выбор города в данном случае непринципиален, т. к. стоимость услуг ЖКХ в разных городах России не так сильно отличается, как стоимость жилья) и на Западе.

Что касается Европы, то там рост тарифов ЖКХ контролируется с двух сторон: как самим рынком, так и государством.

В самом начале отмечу, что вся инфраструктура ЖКХ (трубы, электросети и т. д.) находится в общем пользовании у обслуживающих компаний. В каждой стране был найден свой собственный подход. Где-то инфраструктура национализирована, а ее обслуживанием занимаются специальные подрядчики, которым платит или государство или же сами компании. В других странах инфраструктура была передана частым фирмам, но в то же время эти компании законодательно лишены права заниматься поставками газа, воды или электроэнергии. Конечно, так или иначе, но это входит в конечную стоимость услуг для потребителя, но опять же тарифы таких компаний, которые владеют инфраструктурой, регулируются государством, которое не допускает монополизации и высокого роста цен.

Для примера рыночного регулирования возьмем Соединенное Королевство, там каждый человек волен сам выбирать поставщика услуг. На законодательном уровне закреплено, что все оперирующие на рынке компании вправе использовать одну и ту же сетевую инфраструктуру (трубы, электросети и т. п.), т. е. в этом компоненте все равны.

Каждый гражданин вправе выбирать ту компанию, чьи тарифы или условия ему подходят больше всего

, а если он будет чем-то недоволен, то очень легко может сменить поставщика. Таким образом, на рынке услуг ЖКХ Великобритании высокая конкуренция среди компаний, и практически единственный инструмент привлечения клиентов – тарифы. Нередко компании проводят маркетинговые акции, в которых предлагают подписать контракт на пять лет и получить скидку или фиксированную ставку на все пять лет.

Попробуйте вспомнить хоть одну пятилетку в России, в течение которой хотя бы раз не повышались тарифы.

Примерно так же дела обстоят и в других европейских странах.

На континентальном рынке поставщиков электроэнергии ситуация обстоит еще интереснее. Счетчики электроэнергии оборудованы специальным ключом с микрочипом, который представляет собой некое подобие сим-карты, и этот чип привязан к электронному счету в определенной энергетической компании. Владелец такого ключа в любом терминале – в супермаркете или просто на улице – может пополнить этот счет. При этом хозяин жилья может иметь сразу несколько таких ключей (они унифицированы у всех компаний) и сам выбирать поставщика услуг хоть каждый месяц.

Похожая ситуация и с газоснабжением, с той лишь разницей, что для газовых счетчиков используется не ключ с микрочипом, а пластиковая карта также со встроенным микрочипом. В остальном технология работы полностью такая же.

Все это обеспечивает высокую конкуренцию на рынке поставщиков услуг ЖКХ в Великобритании и в Европе в целом.

В России же человек не обладает возможностью выбирать поставщика тех или иных услуг ЖКХ, на рынке установлена олигополия

(есть только видимость какой-то конкуренции, на самом деле все подчиняются единому центру)

, которая и порождает беспрерывный рост тарифов. Все услуги у нас централизованные, и, например,

житель какой-нибудь московской многоэтажки не может использовать свой собственный котел и выбирать компанию-поставщика, как это делают во всем цивилизованном мире.

Многие, возможно, будут удивлены тем, что

во всех европейских странах в каждой квартире есть свое собственное отопление, свой бойлер

, к которому подходит только холодная вода.

Как осуществляется контроль со стороны государства. В первую очередь,

регулирующие органы в европейских странах не допускают появления монополий на рынке предоставления услуг ЖКХ:

ни среди поставщиков газа, ни воды, ни электроэнергии. Государственные органы также регулируют ценовую политику поставщиков услуг ЖКХ. Справедливости ради надо отметить, что под регулирование не подпадают поставки газа и электричества, потому как эти энергоносители торгуются на бирже. Государство контролирует цены на воду и на сервисные сборы (за обслуживание дома и близлежащей территории). Для этого государство использует специальные индексы повышения цен, т. е. ежегодно регулирующие органы стран Европы публикуют такой индекс. Например, он составляет 3%. Это значит, что поставщики воды, могут повысить цены не более чем на 3% в этом году, меньше или вообще не повышать – можно, больше – нельзя. Естественно, для поставщиков воды и для сервисных компаний, обслуживающих дома и территории, рассчитываются отдельные индексы. Рассчитываются индексы специальными аналитическими департаментами на основе разработанных ими методик, учитывающих все необходимые факторы.

Еще один важный момент регулирования со стороны государства состоит в том, что осуществляется очень четкий и жесткий контроль для предотвращения мошенничества и краж. Все поставщики на рынке обязательно должны проходить полный аудит у независимых компаний, а результаты аудита должны находится в открытом доступе. Например,

в России очень часто случаются различные аварии и утечки, в результате которых месячные счета конечных потребителей вырастают на размер утечки

. И, к сожалению, такие утечки случаются весьма часто, а люди, естественно, недовольны, потому что платить за все приходится именно им, конечным потребителям. У недовольных такой ситуацией в домоуправлении (нормальный ТСЖ все еще редкость даже для Москвы) запрашивают документы о том, где и когда случилась утечка, сколько длилась и т. п. Естественно, таких документов ни у кого нет.

Если человек подает в суд, забрасывает все дела и работу, занимается только этим, то через полтора-два года ему выплачивают мизерную компенсацию

, поэтому люди предпочитают не связываться; и этим пользуются те, кто хочет нажиться. На Западе же понятия утечек вообще не существует. Если таковая произошла, то вся ответственность и расходы за нее ложатся исключительно на самого поставщика или на его страховую компанию, которая такие риски застраховала.

Теперь подытожим наш небольшой анализ. Возьмем для сравнения среднестатистическую московскую двушку. Ежемесячно у ее владельца на оплату услуг в среднем уходит 4000–4500 в зависимости от количества проживающих, т. е. примерно 100 евро в месяц. Если взять среднестатистический показатель по европейским странам, то сумма будет меньше на 60%. При этом надо учитывать, что Европе приходится импортировать газ и частично электроэнергию. А если сравнивать с США, где как и в России нет необходимости импортировать газ и электроэнергию, то там стоимость обслуживания дома или квартиры будет в два раза дешевле – на уровне 50–60 долларов. Хороший повод задуматься тем, кто колеблется между приобретением жилья в Москве или переездом за границу.

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.