Дизайн из Бразилии – фейерверк фантазии и скромность модернизма

Бразилия славится своими пляжами, футболом и самбой. И только немногие знают, что в области дизайна эта страна тоже стоит на самых передовых позициях.

Подрисуночная подпись .sign { float: left; } .sign figcaption { margin: 5px 5px 5px 5px; } document.createElement('figure'); document.createElement('figcaption');

Ольга Косырева

Журналист и дизайн-критик, один из

лучших в России специалистов по

истории дизайна, совладелец Дизайн-

лектория. С 1996 года работала

в специализированной прессе, в том

числе участвовала в запуске на русском

рынке журналов AD, Interni, Objekt@Россия.

С 2010 года читает лекции об

истории и современном состоянии

дизайна на курсах при аукционном

доме Phillips, в школе дизайна

интерьера «Детали» и собственном

Дизайн-лектории.

Специалисты и некоторые любители дизайна слышали, конечно, о знаменитых бразильcких дизайнерах Фернандо и Умберто Кампана и видели их остроумные вещи, собранные из плюшевых игрушек, обрезков кожи, высушенной травы и выброшенных волной на берег щепок. До недавнего времени братья действительно были единственными местными дизайнерами с мировой славой. Начиная с конца 1980‑х их работы участвовали в выставке «От модернизма к современности» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а сегодня их персональные выставки устраивают парижский Музей декоративно-прикладного искусства, лондонские Музей дизайна и Галерея Дэвида Гилла. Причина такого успеха в том, что это дизайн, рожденный на улице, в гуще местной жизни. Для него взяты самые простые, «бедные» материалы и подручные предметы и из них с помощью продвинутых технологий созданы яркие, энергичные вещи, исключительно бразильские по своему духу – легкие, свободные, иногда изысканные, иногда грубоватые. Помимо материалов, конек братьев Кампана – неожиданные формы, подсказанные самой природой материала. Их козыри – свежий взгляд, свобода от предрассудков и обаятельная наивность любопытных городских жителей, столкнувшихся с народной культурой. Этот свободный и яркий дизайн родился отнюдь не на пустом месте. Братьям Кампана предшествовали десятки других оригинальных, живых, своеобразных авторов, которые давно уже стали легендами не только у себя в стране, но и за рубежом. Среди них такие корифеи, как Сержиу Родригес и Жуакин Тенейру, работавшие с патриархами бразильской архитектуры Оскаром Нимейером и Лусиу Костой. В 1960‑е Нимейер и Коста построили новую столицу – Бразилиа, фантастический город с раскинувшимися, как крылья, улицами и авангардными, как космические корабли, зданиями. Такая архитектура требовала соответствующей обстановки взамен тяжеловесной колониальной – и их коллеги, архитекторы и декораторы, придумали современные стулья, кресла и столы.

С одной стороны, в тех ранних произведения было сильно влияние европейского и американского рационализма и модернизма – работ Мис ван дер Роэ, Марселя Брейера, Ле Корбюзье. С другой стороны, эти вещи могли быть сделаны только в Бразилии. В них чувствуются и отголоски местной барочности (отсюда такая изощренность и избыточность), и личные культурные стереотипы, и влияние народной традиции, и особенности климата. До сих пор в числе самых распространенных предметов у бразильских дизайнеров лаунж-кресла и шезлонги. Потому что, а чем бы еще здесь было приятнее заниматься, нежели как релаксировать у воды?

Важным инструментом стала и древесина тропических дождевых лесов, с ее сильным, активным рисунком и насыщенными цветами. Породы, которые в Европе и Америке считались экзотическими, в Бразилии были самым ходовым и доступным материалом: акажу, жакаранда, красное дерево. Вещи Тенейру, например, часто выглядят полосатыми – мастер соединял в них до пяти сортов дерева разных оттенков. Вслед за корифеями в дизайн приходит и новое, молодое поколение. Немецкая компания Classicon наравне с работами Сержиу Родригеса недавно взялась выпускать кресло Euvira молодого дизайнера Жадера Альмейды. А архитектор из Сан-Паулу Гильерме Торрес вышел на международную арену благодаря сотрудничеству с компанией Swarovski – хрустальных дел мастера пригласили его сделать авторскую световую инсталляцию с использованием кристаллов на прошедшей в декабре 2013 года ярмарке Design Miami. Нашумевший проект назывался Mangue Groove – «Мангровые заросли» – и в художественной форме напоминал о красоте и хрупкости приморской мангровой экосистемы Бразилии. Все эти и множество других вещей родом из Бразилии давно уже украшают жизнь и быт людей не только у себя на родине, но и в Европе и США. Яркие, экзотичные, острые, в эпоху глобализации и обезличенности они привносят в правильные западные интерьеры свободу, расслабленность, энергию. Так бразильский дизайн влияет на формирование особого стиля мегаполиса XXI века.

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.