Да будет Свет!

«Я создаю пространства, помогающие нашему сознанию воспринимать свет, в одном случае они собирают его, в другом задерживают… Мои работы больше о том, что вы видите, а не я, хотя по-прежнему это остается продуктом моего видения», — размышляет Джеймс Таррелл, современный американский художник. Как постичь нечто большее за гранью видимого?

Автор: Полина Виноградова 

Более полувека Джеймс Таррелл работает с пространством и светом, создавая произведения искусства, которые помогают зрителю расширить условные границы человеческого восприятия. Мистер Таррелл, как заядлый пилот, проводит в полете по 12 часов, выбрав небо своей студией, своими красками и холстом. По словам Кельвина Томкинса, критика искусства, «работы этого художника не о свете или записи света, это и есть свет — его физическое присутствие, которое проявляется в чувственной форме».


В своих работах, от первых экспериментов в Южной Калифорнии и до сегодняшних профессиональных проектов в Нью-Йорке, мистер Таррелл творит элементарное волшебство. Это и 80 комнат с отверстием в потолке, благодаря которому можно просто наблюдать за облаками и меняющимися оттенками неба, а также за игрой света и тени внутри самого пространства. Это и целая световая инсталляция в лобби офисного здания (505 Fifth Avenue, Нью-Йорк), находясь в котором не понимаешь — ты в реальном мире или нет. И даже идеальное внутреннее пространство музея Гуггенхайма благодаря таланту художника и его мастерству в работе со светом удалось сделать совершеннее.

Самые стильные светильники по версии Maindoor

Мнения экспертов

«Освещение напрямую влияет на эмоциональное восприятие интерьера. Выбранный тон света, его интенсивность, правильно определенный угол луча прибора могут выгодно подчеркнуть или полностью исказить идею архитектора. Правильное освещение наряду с хорошим дизайном и качественными материалами является залогом успешности проекта», — Иван Федянин, креативный директор компании SMART&BRIGHT. 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Без освещения и интерьер, и экстерьер — это черная кошка в черной комнате. Именно освещение моделирует восприятие как архитектурных элементов, так и реальности. Если говорить о внутреннем пространстве, бывает профессиональное освещение, например в офисе, и интерьерное – в квартире или ресторане, когда с помощью точечной подсветки удается создать определенную атмосферу. Так же и с фасадом: можно лишь обозначить присутствие здания, направив на него луч прожектора, а можно создать парадный, торжественный и даже воздушный экстерьер, подсветив снизу колонны.  

Свет помогает не только подчеркнуть все достоинства, всю красоту и сложность архитектурной конструкции, но и скрыть имеющиеся дефекты здания. По сути, освещение играет ту же роль, что и вечерний макияж у дамы. И поскольку свет является важным психологическим фактором восприятия архитектуры, то сценарий освещения необходимо продумывать еще на этапе проектирования. Популярные в последнее время цветодинамические композиции в освещении стоит использовать особенно деликатно. Это как с черно-белой фотографией — она всегда выглядит стильно, и цветная версия ей зачастую проигрывает. Такая подсветка, теряя свои архитектурные функции и искажая конструктивные особенности строения, становится полуразвлекательным элементом и нередко противоречит задуманному образу здания», —  Юлий Борисов, архитектор, один из основателей бюро UNK project.

Фото: Florian Holzher, пресс-службы компаний


Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.