Арт-кластеры: культурные метаморфозы

На Западе идею реновации промышленных территорий впервые стали воплощать в жизнь более полусотни лет назад. Огромные производственные площади бывших заводов и фабрик переделывали под офисы, выставочные центры, арт-студии, галереи, жилье. До Москвы волна преобразований докатилась с опозданием, однако упущенное наверстали быстро и с лихвой.

Яна Ягур

В настоящее время в российской столице сформировалось несколько креативных кластеров. Это известные Artplay, «Винзавод», «Гараж», «Красный Октябрь», «Даниловская мануфактура 1867», «Красная Роза 1875», дизайн-завод «Флакон». Территория одних превратилась в арт-пространство, где созданы музеи, проходят выставки; другие представляют собой некую мастерскую, собрав под одной крышей дизайнеров, журналистов и других представителей творческих профессий.

Богемные традиции

Но вернемся к первопроходцам и истокам. В разных странах творческая среда, облюбовавшая неординарные фабричные помещения, оказывала различное влияние на формирование рынка недвижимости. Например, район Сохо в Нью-Йорке изначально был промышленным. После реновации территорий помещения стали переделывать под арт-пространства. Представителей искусства привлекали не только технические особенности заводских зданий, но и низкие арендные ставки. В середине XX века это место превратилось в самое модное, тут проходило множество интересных выставок и арт-тусовок. Однако о перевоплощении промышленных пространств в жилье никто не помышлял. Сохо превратили в жилой район люди, которые пришли сюда позднее. «После того как у Сохо сформировался определенный имидж, арендные ставки стали повышаться и представителям творческих профессий уже не по силам было снимать такие большие площади, – рассказывает управляющий директор Soho Estate Ирина Егорова. – Тогда банкиры, юристы – люди с деньгами – начали арендовать или выкупать недвижимость в этом районе и переделывать ее под жилую. Сейчас Сохо – элитный, богемный район Нью-Йорка, где средняя стоимость квартиры составляет 2–2,5 млн долларов. Более того, его развитие не прекращается: только за последние три года здесь было завершено четыре новых проекта: Soho Mews, Trump SoHo, Arman Building, Chocolate Factory. Это, пожалуй, единственный пример, когда подобный творческий кластер смог трансформироваться в элитный район». К слову, как утверждает глава департамента зарубежной недвижимости Moscow Sotheby’s International Realty Татьяна Никишина, в Сохо роскошный лофт с пятью комнатами и просторной террасой обойдется в 17 950 долларов/м2. Совершенно иначе устроен сегодня район Сохо в Лондоне. Это один из главных торгово-развлекательных кварталов города с множеством театров и кинозалов, ночных клубов и пабов, место тоже пользуется популярностью у творческих людей, востребовано для проведения различных арт-мероприятий. Но рынок элитного жилья здесь не сформировался. «Сохо является одним из центральных лондонских районов, но далеко не самым лучшим для проживания: он очень шумный, многолюдный. Большинство иностранцев и, совершенно точно, англичан предпочтут поселиться подальше от центра. Стоимость недвижимости в Сохо минимум на 20% дешевле, чем в элитных Челси и Найтсбридже», – говорит партнер, директор департамента жилой недвижимости Chesterton Екатерина Тейн. Самая знаменитая творческая площадка во Франции – Монмартр, где жили и творили известные сегодня всему миру художники. Однако сейчас по большей части это место туристическое, здесь всегда многолюдно. Культурная же жизнь города сместилась на другой холм – Монпарнас. Недвижимость на Монмартре стоит намного дешевле, чем в престижных районах Парижа. «Дом площадью 310 м2 с собственным садом можно купить по цене 3500 евро/ м2», – приводит пример Татьяна Никишина. В смысле влияния на рынок недвижимости интересны такие места, как Сен-Поль и Мужен на Лазурном Берегу. Здесь, конечно, не было никаких промышленных зон, на территории которых в дальнейшем сформировались бы творческие кластеры, но зато в начале ХХ века тут проживали художники-импрессионисты, благодаря чему эти места стали безумно популярны. «Многие иностранные покупатели, особенно англичане, предпочитают недвижимость в Мужене и его окрестностях, – рассказывает Екатерина Тейн. – Здесь по-прежнему царит особая творческая атмосфера, в самой деревне есть огромное количество художественных мастерских, дизайн-студий. Последние 30 лет эта местность активно развивается, тут есть гольф-поля, расположена одна из лучших на юге Франции международных школ. Здесь продаются поместья с огромными домами и участками земли площадью в несколько гектаров с вертолетными площадками, но стоит недвижимость дороже, чем в других близлежащих деревушках. Жилье в Сен-Поле выбирают в качестве летней резиденции. Цены тут на 30% выше, чем в соседних городках».

Деловой квартал «Красная роза 1875», здесь расположены офисы «Яндекса», Publicis и др.

Еще лет десять назад россиян эти места не интересовали, однако сейчас наших соотечественников здесь довольно много. Это в основном те, кто, по словам эксперта, много путешествовал и жил за границей, поэтому выбирают лучшее, не зацикливаясь на брендах.

Кто ищет, тот находит

Планы развития креативных зон существуют во многих городах мира. Например, власти Хельсинки, намереваясь привлечь новые инвестиции, решили возродить интерес к финскому дизайну. Среди нескольких кластеров, которые здесь существуют, появился самый крупный – Дизайнерский район. Свыше 170 объектов креативной индустрии расположились на 25 улицах. Результат усилий налицо – в этом году Хельсинки объявили европейской столицей дизайна. Интересна и познавательна в этой связи история шведского городка Бутчурка, что в 20 км от Стокгольма. Однажды к столичным властям обратились артисты цирка с просьбой профинансировать строительство училища. Поскольку бюджетом на тот момент не были предусмотрены подобные траты, «просителям» предложили альтернативное решение, а именно посоветовали обратить внимание на бюджетную программу по развитию культуры в пригородах. «Подсказка» была грамотно обдумана, идею создания цирковой школы удалось верно донести до властей Бутчурки, и деньги, пусть и небольшие, были выделены. Кроме того, была определена площадь под новый проект – заброшенная промзона. Однако энтузиастов это не смутило, вскоре они смогли создать здесь настоящий творческий кластер под названием Subtopia, который в дальнейшем удостоился множества наград и званий. Более того, после этого в экономику городка стали вкладывать средства крупнейшие компании страны. Еще один удачный пример превращения производственной зоны в культурный центр можно найти в Германии. Некогда востребованный город Эссен, где были расположены военные заводы, в мирное время оказался в запустении. Рабочие места сокращались, население разъезжалось. Правительство нашло выход, пригласив известного архитектора для реализации на месте заброшенных заводских площадей культурного центра. Это в корне изменило ситуацию в городе, сейчас здесь находится превосходная выставочная площадка, где представляют свою продукцию ведущие мировые компании. ________

Полную версию этой статьи читайте в журнале Maindoor.ru (№6, июль-август 20120).

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.