Алексей Душкин: архитектурный гений советского ар-деко

Московские станции метро «Кропоткинская» и «Маяковская», высотный дом у Красных Ворот, универмаг «Детский мир» и вокзалы в Сочи и Симферополе – это лишь часть сооружений выдающегося русского архитектора

Алексея Душкина

, чье 110-летие в январе отмечало профессиональное сообщество. 

Подрисуночная подпись .sign { float: left; } .sign figcaption { margin: 5px 5px 5px 5px; } document.createElement('figure'); document.createElement('figcaption');

Алексей Николаевич

Душкин

(1904-1977) По мнению архитектурного критика Григория Ревзина, Душкин – единственный советский архитектор, которого нельзя было бы упрекнуть за «проходную» постройку в качестве панегирика правительству тех времен. Талантливых творцов с гениальными творениями было немало, однако найти среди них тех, у кого в «резюме» не мелькала бы советская вкусовщина, задача нереальная. Алексей Душкин – исключение из этого правила.

«Кропоткинская» – символ советского ар-деко Герой своего времени, он стал одним из родоначальников подземной урбанистики и нового типа «безоконной архитектуры». «Кропоткинская» и «Маяковская», созданные при строительстве первой очереди столичной подземки, и сегодня в числе самых красивых станций Московского метрополитена.  «Дворец Советов», как тогда называлась «Кропоткинская», – подлинный символ советского ар-деко. Душкин задумал сделать ее праздничной и легкой за счет светлого мрамора лотосообразных колонн и стен в сочетании с белой штукатуркой потолка. Важным средством архитектурной композиции стала скрытая подсветка, которая красиво выявляла оригинальную конструкцию перекрытия. Над станцией вместо взорванного храма планировали возвести Дворец Советов, который задумывался ни много ни мало как самое высокое здание в мире – его тоже проектировал Душкин. Увенчанный статуей Ленина 420-метровый небоскреб должен был стать девятой сталинской высоткой, символом величия Советского Союза. Однако с началом войны в 1941 году заложенное сооружение разобрали на конструкции, которые использовали для восстановления железных дорог и противотанковых ежей. Уже потом на этом месте построили бассейн, а позднее новый храм Христа Спасителя.

«Маяковская» – новаторское решение При строительстве станции метро «Маяковская» в 1938 году впервые в истории метростроения бетон внутренних опор был заменен на металл, в результате чего тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. Кстати, новаторством в этой станции стало также и то, что нержавеющую сталь использовали в качестве декоративного материала, а мозаика в куполах была выполнена из смальты.

Разрабатывая свои проекты, Душкин принимал в расчет психологию человека, оказавшегося глубоко под землей. Именно благодаря такому подходу созданные им пространства наполнены светом и теплом, а также отличаются надежностью и комфортом. Станция «Маяковская» может служить примером новаторского решения архитектурных задач.

Высотное барокко на Красных Воротах

Эксперты признают это сооружение образцовым штудированием архитектуры нарышкинского барокко в сочетании с соответствующими современной эпохе технологиями и материалами. Сложный комплекс административных и жилых корпусов, представляющий собой единый объем и имеющий в плане форму незамкнутого прямоугольника, получился невероятно функциональным и архитектурно привлекательным.  Башенная часть здания состоит из трех гармонично убывающих по высоте и сечению объемов. С каждым уступом архитектурные членения становятся все тоньше, а рельеф сложнее, пластически насыщеннее, завершается башня шпилем.

Вокзал-палаццо в Симферополе Экспрессивность Душкина позволяла ему создавать ясную и немногословную архитектуру, которая при этом была легкой и романтичной. После войны он возглавил восстановление архитектурной инфраструктуры железных дорог, построил крупные южные вокзалы – в Симферополе (1951) и Сочи (1952).

Существовавший с конца позапрошлого века симферопольский вокзал во время Второй мировой был полностью уничтожен бомбежками. Два года спустя началось возведение нового здания, которое предполагалось воплотить в виде воздушного итальянского палаццо. В 1951 году симферопольский вокзал сдали в эксплуатацию, и очевидцы с удивлением обнаружили, что он напоминает итальянский дворик в Ливадийском дворце – такие же клумбы, колонны и фонтан. При этом вокзал был единственным в СССР, где стояли два памятника Сталину – на перроне и на привокзальной площади. Таким образом, вождь «встречал» пассажиров и «провожал».

Сочинский вокзал с атриумами

Душкин представил Сталину три проекта здания вокзала в Сочи, в результате был одобрен последний эскиз с доминирующей часовой башней и тремя внутренними двориками в виде атриумов со скульптурой и фонтанами, а также четырьмя главными залами, украшенными лепным декором и живописными плафонами.  «Новый вокзал и Привокзальная площадь как единое целое удачно вписались в генеральный план реконструкции Сочи – Мацестинского курорта, который стал отражением градостроительной науки и культуры страны советского времени» , – скажет, впервые взглянув на новостройку, Сталин. Внутренние дворики были озеленены цветами и вьющимся виноградом. Цокольный этаж облицовывали песчаником, колонны главной аркады со стороны города – полированным гранитом, а люстры изготавливались по новому типу – с фонариками в виде пальм. Новостройка обошлась в 22 млн рублей, что по курсу того времени равнялось примерно 5,5 млн долларов.

«Детский мир» – крупнейший торговый центр Европы

Здание московского «Детского мира» на Лубянке, которое в настоящий момент находится на реконструкции, было построено уже после смерти Сталина, в 1957 году. Это последняя работа Душкина в большой архитектуре, из которой он ушел в 52 года, в расцвете творческих сил. Сооруженный на сложном участке неправильной четырехугольной формы, с перепадом рельефа, «Детский мир» был крупнейшим торговым зданием Европы в середине прошлого века. Реализованный проект представлял собой семь этажей и два подземных уровня, что было редким явлением для того времени. Помимо грандиозного подхода к торговому помещению для детей, абсолютным новаторством явилось использование огромных алюминиевых витражей, сделанных в России впервые. Сооружение стало знаковым для Москвы, когда произошел переход от ретроспективной архитектуры сталинской эпохи к хрущевскому минимализму.

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.