Александр Подусков: «У нас каждый дом со своей историей»

Директор по продажам KR Properties Александр Подусков рассказал о том, как в России приживается формат лофт-апартаментов, что хотят получить российские покупатели и почему к проекту не стоит привлекать звезд.

Павел Чернышов

Многие все еще воспринимают лофты как некую иностранную экзотику. Как сегодня развивается рынок лофт-апартаментов в России?

Еще года три назад все говорили, что лофт-апартаменты не приживутся в Москве, что потребителя нет, что этот формат у нас не понимают. А теперь оказывается, что понимают, потребители есть, так что у нас появились конкуренты, которые догоняют нас со своими проектами. Сейчас на российском рынке активно развивается уже более десяти лофт-проектов. Рынок интересный.

Кто ваш покупатель?

Это человек, который много поездил и уже видел лофты за границей. Нередко лофт покупают как второе жилье. Если человек в России бывает несколько месяцев в году, то лофт для него – оптимальный вариант. Есть консьерж-сервис – за жильем будут следить в отсутствии владельца, потом апартаменты можно сдавать в аренду посуточно, понедельно, помесячно, если ты там какое-то время не живешь, и получать доход. Люди хотят жить в индивидуальных домах. Мы это понимаем, поэтому у нас каждый дом со своей историей: бывший доходный дом, яркая сталинская или американская архитектура, бывшая фабрика. В каждом лофте есть своя изюминка – ты можешь пригласить к себе домой друзей, и они увидят, как ты хочешь выделиться и жить в другой атмосфере. За последние 40–60 лет люди устали жить в обычных домах без изюминки, при этом не хотят уезжать за город и не хотят переплачивать. У нас такая ценовая политика, что наши лофты стоят столько же, сколько квартиры на вторичном рынке, расположенные по соседству.

Часто снос старых зданий объясняют как раз тем, что редевелопмент дороже строительства с нуля…

Расходы на лофты и новое строительство сопоставимы. Зачастую редевелопмент даже дешевле – есть варианты лайт-версий. Но это, как говорится, для тех, кто умеет готовить. Если вы никогда не готовили, то вначале ужин, приготовленный своими руками, вам обойдется дороже, чем поход в ресторан.

Много ли еще у нас осталось старых зданий, подходящих для редевелопмента?

По сравнению с Европой в России еще остался большой запас объектов для редевелопмента. В Европе этим уже давно занимаются, восстанавливают старые здания, которым по сто лет и больше. Проводят редевелопмент, и они еще как минимум сто лет простоят. Считаю, что это правильно: в Европе хорошо сохранились старые города, а у нас иногда посмотришь на то, что получилось, и вздрагиваешь.

Кстати, некоторые известные колумнисты выступили с резкой критикой проекта «Красная Роза». По их мнению, уникальный квартал оказался безвозвратно утрачен.

Мы, наоборот, считаем, что сохранили «Красную Розу», и считаем подобную критику беспочвенной. Во-первых, в «Красной Розе» мы полностью сохранили и воссоздали все фасады. Во-вторых, старались внести минимум изменений внутри здания – все, что могло быть восстановлению, было сохранено. Все изменения были согласованы с администрацией города и проводились очень аккуратно и бережно. Набор наших арендаторов позволяет говорить, что людям нравится то, что мы сделали.

Сегодня нередко старые индустриальные объекты превращают не в лофты, а в арт-пространства, которые явно генерируют гораздо меньший доход, чем коммерческие проекты. С чем это связано?

Не многие умеют реализовывать подобные проекты. Чтобы сделать полноценную реновацию, нужно все правильно зонировать, правильно подобрать формат. Никто не хочет этим заниматься, потому что придется долго сидеть и все продумывать, правильно зонировать пространство. Сделать арт-пространство зонировать проще всего. Отдай территорию художникам, а они сами все сделают, просто денег много не бери. Мы это уже видели на «Красном Октябре», на заводе «Арма», на «Винзаводе», мы это проходили при реализации нашего совместного проекта Artplay на «Красной Розе». Подобное отношение характерно для периода формирования рынка. Запад через это уже прошел. Там тоже, когда девелопер не знал, что делать, он отдавал площадку художникам, а сам тем временем набирался сил и уже потом преобразовывал территорию. Я считаю, что арт-пространства тоже должны быть, но такие проекты имеет смысл развивать, если есть большие неосвоенные площади, как, например, делают в Питере арт-пространство «Ткачи», лофт-проект «Этажи» и т. д.

Насколько вам интересно подобное уникальное жилье как потребителю?

Я купил себе два лофта в своих проектах: в «Даниловской мануфактуре» и в Manhattan House. Мне нравится оригинальное жилье. Например, в одном из моих лофтов будет фишка. Там наклонный потолок, обшитый листами фанеры, и я буду приглашать художников, чтобы они мне эти листы расписывали. Это будет своеобразная галерея на потолке. Причем композицию можно менять. Листы выкручиваются. Снимаешь лист, вставляешь новый. Картины будут совершено нестандартными, ничего классического, мне нравится что-то оригинальное.

Изначально лофты занимала богема, классический пример – «Фабрика» Энди Уорхола. А насколько сегодня беспокойны жильцы подобной недвижимости? Бывали ли в вашей практике ситуации, когда одни жильцы воспринимали лофт как место бесконечных вечеринок и мешали жить более спокойным соседям?

Основная масса покупателей, все-таки достаточно взрослая, совсем молодых нет, да и потом правила общественного проживания никто не отменял. Также в каждом нашем проекте есть профессиональная управляющая компания. Впрочем, на рынке есть и проекты, ориентированные на активных покупателей. Например, у меня один знакомый делает лофт для мотоциклистов. Все понимают, что если мотоцикл можно поднять к себе с подземного паркинга на подъемнике в гостиную, то в таком проекте будет фишка и там будут собираться интересные люди и будет весело. Понятно, что семейные люди такие лофты покупать не будут. У нас был запрос от музыкантов. Они просили сделать проект, где можно жить определенной тусовкой, общаться. Там тоже есть свои фишки, такие как, например, подземная парковка для мотоциклов. Проект уже почти готов. Есть якорные покупатели. Не могу назвать имен, но есть люди, которые хотят купить и понимают специфику.

Планируете ли вы привлекать к своим проектам западных звезд архитектуры и дизайна?

За имя платится неоправданно большая цена, поэтому мы со звездами не работаем. Имя берут, чтобы дать проекту дополнительную стоимость. Когда люди не уверены в проекте, они пытаются за счет чьего-то имени выехать. Мы уверены в проекте и не считаем нужным прибегать к помощи звезд.

Как будет развиваться KR Properties, планируете ли занимать новые ниши?

Пока мы осваиваем формат лофт-апартаментов. В ближайшие несколько лет планируем вывести новые проекты в этом формате. Наша ниша – редевелопмент, сохранение старых зданий. Когда есть возможность, мы строим новые дома, но в разумных границах. Мы не играем в мега-проекты.

Реклама
Проект Maindoor.ru

Портал о мировой недвижимости: последние новости, аналитика, каталог компаний и, безусловно, тысячи предложений об аренде и продаже недвижимости за рубежом и в России.